Доклад о правоприменительной практике

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И ДОКЛАД С РУКОВОДСТВОМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

за 2018 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственный контроль (надзор) - одна из основных функций государства, осуществляемая в целях контроля исполнения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования. Осуществление государственного контроля (надзора) направлено на предупреждение нарушения прав, пресечение нарушений обязательных требований, наказание виновных лиц.

Одной из основных форм контрольно-надзорной деятельности являются проверки, под которыми понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Управление Роспотребнадзора по Псковской области (далее – Управление) в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области является территориальным органом Роспотребнадзора, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ст. 44 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476) и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 № 412).

При реализации функций по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзор руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральным законом от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» и другими законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ) регулирует общие принципы осуществления государственного контроля (надзора), в том числе в области организации и осуществления контроля (надзора) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных властей.

Основные задачи проводимой Правительством Российской Федерации реформы государственного контроля - сокращение административного давления на бизнес и повышение безопасности государства и общества за счёт повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности.

На достижение этих целей направлены 8 проектов, из которых складывается приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности»: переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности граждан; создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; усиление профилактики нарушений; систематизация обязательных требований, которые проверяют специалисты; совершенствование кадровой политики; противодействие коррупционным проявлениям; информатизация государственного контроля, а также повышение качества надзора на региональном и муниципальном уровнях. Паспорт каждого из этих проектов содержит целевые показатели, которые должны быть достигнуты в конкретные сроки, а также описания мероприятий, которые будут реализованы на том или ином этапе реформы. Мероприятия каждого из проектов при этом согласованы друг с другом. В реализации приоритетной программы участвуют 12 федеральных контрольно-надзорных органов, в том числе Роспотребнадзор.

В целях дальнейшего реформирования контрольной и надзорной деятельности протоколом заседания проектного комитета Правительства Российской Федерации от 21.02.2017 № 13(2) утвержден Паспорт приоритетного проекта реализации проектов стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Срок начала и окончания проекта - 21.02.2017 - 31.12.2025. Руководитель проекта - А.Ю. Попова, руководитель Роспотребнадзора. Исполнители и соисполнители проекта - Общественный совет при Роспотребнадзоре, Торгово-промышленная палата Российской Федерации; Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»; Общероссийская общественная организация «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ»; Российский союз промышленников и предпринимателей.

Виды государственного контроля (надзора), в отношении которых реализуется проект: федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.

Цели проекта:

- снижение уровня ущерба жизни и здоровью граждан (снижение количества смертельных случаев по контролируемым видам рисков к 2018 г. - на 5%, к 2025 г. - на 15%; снижение инфекционной заболеваемости к 2018 г. - на 3%, к 2025 году - на 15%; снижение паразитарной заболеваемости к 2018 г. - на 7%, к 2025 году - на 20%, снижение числа пострадавших при пищевых отравлениях к 2018 г. - на 5%, к 2025 году на 50%);

- снижение при осуществлении контроля (надзора) издержек организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

- повышение качества администрирования контрольно-надзорных функций.

Настоящий обзор подготовлен в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положениями паспорта приоритетного проекта реализации проектов стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 21.02.2017 №13 (2), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 № 7, и приказом Роспотребнадзора от 12.12.2016 № 1218 «О порядке организации проведения в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мониторинга право применения».

Обзор правоприменительной практики подготовлен по результатам контрольно-надзорной деятельности Управления за 2018 год.

 

О реализации риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Итоги надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Псковской области за 2018 год

 

Одним из ключевых направлений реформы контрольно-надзорной деятельности является внедрение риск-ориентированного подхода. Необходимость применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) обусловлена статьей 8.1 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», введенной Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности деятельности органов государственного контроля.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» утверждены «Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности» (далее - Правила).

Правила устанавливают порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, обозначаемому как классы опасности или категории опасности. Перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, включает 6 категорий риска, которые устанавливаются в соответствии с «Положением о федеральном государственном санитарно- эпидемиологическом надзоре» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска также установлены «Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» с учетом Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806. 5 Установленные критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска учитывают тяжесть и вероятность потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Оценка тяжести потенциальных негативных последствий несоблюдения обязательных требований проводится с учетом возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда, возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда. Наибольшие показатели тяжести потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований установлены для деятельности, связанной с водоподготовкой и транспортировкой питьевой воды. Высокие показатели тяжести потенциального вреда установлены для деятельности по производству пищевых продуктов, деятельности лечебно-профилактических организаций, в том числе родильных домов, санаторно-курортных учреждений, организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, деятельности бассейнов, аквапарков, деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов. Значительные показатели тяжести потенциального риска установлены для деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, деятельности общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций и ряда других видов деятельности. При оценке вероятности несоблюдения обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении Управления информация о результатах ранее проведенных проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований. Показатель вероятности нарушения обязательных требований также зависит от вида осуществляемой деятельности. Так, например, данный показатель невысокий в деятельности аптечных организаций, деятельности организаций развлечений, культуры и спорта. Выше он при осуществлении деятельности по предоставлению социальных услуг, деятельности в области здравоохранения, деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, в области обращения с отходами, деятельности ряда промышленных предприятий, в том числе использующих источники ионизирующего излучения, а также деятельности по предоставлению персональных услуг. Кроме того, методическими рекомендациями, утвержденными Роспотребнадзором, и разработанной на их основе программой при расчете потенциального риска учитывается численность населения, находящегося под воздействием объекта надзора, которая зависит от количества оказываемых услуг или объема вырабатываемой продукции, наличия санитарно-защитной зоны и её размера, количества рабочих мест, числа работников, продолжительности работы объекта. Потенциальный риск зависит также от наличия неудовлетворительных результатов лабораторно-инструментальных исследований и замеров, вынесенных постановлений об административных правонарушениях по результатам предыдущих проверок. На основе всего комплекса критериев и численности населения, находящегося под воздействием объекта, программой рассчитываются показатель и категория потенциального риска причинения вреда здоровью населения, класс опасности объекта. Роспотребнадзор одним из первых федеральных органов исполнительной власти приступил к внедрению риск-ориентированного надзора, что позволило пересмотреть методические подходы к планированию контрольно-надзорных мероприятий, выделить приоритеты и сконцентрировать усилия на проверке объектов предпринимательской деятельности с высоким потенциальным риском причинения вреда, прежде всего здоровью человека. Службой разработаны, откорректированы и утверждены методические документы, определяющие единый порядок классификации объектов государственного надзора с учетом потенциального риска причинения вреда здоровью граждан. Планирование и организация контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Калининградской области с 2015 года осуществляется на основе модели управления рисками, а с 2016 года организация контрольно-надзорных мероприятий проводится в соответствии с Правилами и критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806. С этой целью:

- сформирован региональный реестр субъектов и объектов государственного надзора с присвоением категорий риска

- в ежедневном режиме осуществляется актуализацией сведений по данным содержащихся в уведомлениях о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, по данным, полученным в ходе контрольно-надзорных мероприятий, при оказании государственных услуг, с учётом от- крытых данных информационных систем и иной информации

- определены ответственные должностные лица, в т.ч. правомочные принимать решения по отнесению объектов надзора к категории риска и утверждены перечни объектов высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого риска в соответствии с Постановлением Правительства Российской Феде- рации от 17.08.2016 г. №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»)

По состоянию на 31.12.2018 г. региональный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов, в отношении которых предусмотрено осуществление федерального государственного надзора содержит данные о 4 947 хозяйствующих субъектах и 13838 объектах надзора, которые по категориям риска распределены следующим образом:

Категория риска

Количество субъектов (%)

1

Чрезвычайно высокий

13 (0,3%)

2

Высокий

1023 (20,7%)

3

Значительный

1737 (35%)

4

Средний

756 (15%)

5

Умеренный

1268 (26%)

6

Низкий

150 (3%)

 

Всего:

4947

 

Роспотребнадзором обеспечена доступность информации о перечнях объектов государственного надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, которая размещена на официальном сайте Роспотребнадзора http://risk.rospotrebnadzor.ru/search/). В зависимости от категории риска и класса опасности устанавливается периодичность плановых проверок: для 1 класса опасности – 1 раз в год, для 2класса – 1 раз в 2 года, для 3-го – 1 раз в 3 года, для 4-го – не чаще чем 1 раз в 4 года, для 5-го класса – не чаще чем 1 раз в 6 лет. В отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска (6 класса опасности), плановые проверки не проводятся.

При этом плановые проверки, периодичность проведения которых определена постановлением Правительства Российской Федерации № 944 в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона № 294 (в сфере здравоохранения, образования и предоставления социальных услуг с проживанием) осуществляются с установленной вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации периодичностью независимо от отнесения объектов надзора к определенной категории риска. Данные регионального реестра используются Управлением при формировании ежегодных планов проведения плановых проверок, в том числе при подготовке плана на 2019 год.

В динамике за последние 10 лет, с начала вступления в действие Федерального закона №294-ФЗ и с внедрением риск-ориентированного подхода, общее количество проверок субъектов надзора, в том числе плановых имеет устойчивую тенденцию к снижению. По сравнению с 2010 годом общее число проверок снизилось в 2,2 раза, а плановых проверок - в 3 раза, число проверяемых субъектов сокращено с 1207 до 408 в 2018 г.

План проверок на 2019 год содержит 608 проверок хозяйствующих субъектов и 1354 объектов надзора. Ни один из субъектов надзора, отнесенных к 6 классу опасности с низким риском в план проверок на 2019 год не включен. Как и в 2018 году с целью снижению административного давления на бизнес плановые проверки в рамках осуществления государственного надзора в области защиты прав потребителей в ежегодном плане на 2019 год не запланированы. Почти 50% проверок будет сконцентрировано на организациях, осуществляющих социально значимые виды деятельности периодичность которых, в том числе регламентируется Постановлением Правительства РФ №944.

Всего за 2018 год проведена 1281 проверка в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе плановых 408. По сравнению с предыдущим годом общее число проверок увеличилось на 78 единиц, число плановых проверок увеличилось на 3,4%, количество внеплановых увеличилось на 7,3%. Удельный вес плановых проверок составил 31,8%, в 2017 году (32,7%).

Всего на 2018 год было запланировано проведение 411 плановых мероприятий по контролю. В соответствии с законодательством из плана изъято 3 проверки. Выполнение утверждённого ежегодного плана проведения проверок составило 99,3%, в 2017 году – 95,8%.

За отчётный период проведено 873 внеплановых проверок или 68,1% от общего числа проверок. Из общего числа внеплановых проверок в рамках Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ 400 проверок или 45,8% проведено в рамках исполнения предписаний, выданных по результатам проведённой ранее проверки. Доля проверок, при которых предписание выполнено, составила 77,7 в 2017 году – 84,5%.

С 14 до 113 увеличилось количество внеплановых проверок при возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. Внеплановые проверки по поводу причинения вреда жизни, здоровью граждан в отчётном году не проводились. Число внеплановых проверок по требованиям органов прокуратуры составило 7, в 2017 году-6.

В отчётном году до 68,5% увеличился удельный вес проверок, проводимых с привлечением экспертных организаций, в 2017 году этот показатель составил 61,3%.

Количество проверок, по результатам которых выявлены нарушения 754 или 58,9% от общего числа проверок, что на 5,1% ниже показателя 2017 года.

Удельный вес плановых проверок, по итогам которых выявлены правонарушения от общего числа плановых проверок, уменьшился до 93,6% в 2018 году с 93,1% в 2017 году.

В отчётном году удельный вес общего количества проверок, при которых возбуждены дела об административном правонарушении, к общему количеству проверок с выявленными правонарушениями составил 100%( в 2017 году - 100%).

В целях проведения внеплановых выездных проверок за отчётный период в органы прокуратуры направлено 113 заявлений, из направленных заявлений не согласованы 4 внеплановые проверки, в 2016 году согласовано - 14 заявления из 14 направленных. Основание отказа – отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки.

В отчётном году снизилось количество административных расследований -83, в 2017г -308.

В 2018г. должностными лицами Управления было составлено 1745 протоколов об административных правонарушениях, что на 141 протокол меньше, чем в 2017г. Снижение количества составленных протоколов вызвано снижением на 9% общего количества проверок, проведенных Управлением в 2018г., по сравнению с 2017г. ( 1203-2017г., 1095-2018г.)

Наибольшее количество протоколов-612, было составлено должностными лицами Управления, наименьшее-304-сотрудниками Островского территориального отдела.

Поступило протоколов из иных контрольных органов 35, что на 37,5% меньше количества поступивших материалов в предшествующем году -56.

Наибольшее количество протоколов было составлено по фактам правонарушений, предусмотренными ст. 6.3 (23,7%), ч.1 ст. 14.43 (9,8%),6.4 (11%),ч.1 ст. 6.7 (13,4%),6.6 (12,2%), КоАП РФ. Таким образом, указанные составы охватывают 70,1% от всего количества протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами Управления.

В 2018г. увеличилось количество применяемых составов КоАП до 48, что больше предыдущего года на 6 составов. Наибольшее количество составов применено должностными лицами Невельского ТО- 38 и Управления- 33; наименьшее количество- 14-Великолукским ТО.

По сравнению с предыдущим годом количество составленных протоколов об административных правонарушениях по субъектному составу изменилось следующим образом:

· в отношении граждан - на 13 % меньше составленных протоколов, чем в 2017г. (было 442, стало 384 );

· в отношении должностных лиц - количество составленных протоколов практически сохранилось на уровне предыдущего года (было 820, стало 827 );

· в отношении индивидуальных предпринимателей – на 24 % меньше составленных протоколов, чем в 2017г. (было 343, стало 259 );

· в отношении юридических лиц – число составленных протоколов снизилось на 3 % по сравнению с 2017г. (было 281, стало 275).

На основании составленных и поступивших в 2018 г. материалов дел об административных правонарушениях Управлением было вынесено 1467 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа, что на 5 %, меньше, чем в 2017г. (1497 постановлений). Административные наказания в виде предупреждения выносились в 151 случае (9% от общего числа наложенных взысканий). Наибольшее количество предупреждений было вынесено по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в Управлении (10,7 % от общего числа рассмотренных дел), наименьшее- в Великолукском ТО-4,5%).

За истекший период на 17% увеличилось количество внесенных представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения: 2017г.-296; 2018г. - 347. Наибольшее количество представлений было внесено при рассмотрении материалов дел об административных правонарушениях в Управлении- 134 (23% от общего числа решений о привлечении к административной ответственности), меньше всего представлений внесено в Великолукском ТО- 57 ( 14%).

В 2018г. на 24 % по сравнению с предыдущим годом снизилось количество материалов, направляемых для рассмотрения в судебные органы. Должностными лицами Управления было направлено в суд 158 административных материалов (в 2017г. – 208). Наиболее активно взаимодействовали с судебными органами Управление-направлено на рассмотрение 50 административных материалов и Великолукский ТО- 46 административных материалов. Невельским ТО в суд направлено для рассмотрения 32 материала, Островским ТО-30. Судами было вынесено 99 постановлений о назначении административного наказания, в том числе :

- 13 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения;

- 11 постановлений о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

- 64 постановления о назначении административного наказания в виде штрафа;

- 11 постановлений о назначении штраф и конфискации предмета административного правонарушения.

Сумма штрафов, наложенных по материалам дел, рассмотренных Управлением, составляет 7 663 300 руб., в 2017г. - 7 697 100 руб. Сумма штрафов, наложенных судебными органами по результатам рассмотрения административных материалов, в 2018г. составила 929 100 руб. , в 2017г. – 1 127 000 руб.

 

Уплачено административных штрафов по состоянию на конец 2018г. 7 040 600 руб., т.е. 92 % от суммы наложенных штрафов. ( 2017г. – 78%)

Соотношение сумм наложенных ( отделом Управления и судебными органами по соответствующей территории) и взысканных штрафов по территориальным отделам составляет:

 

 

 

Управление

Великолукский ТО

Невельский ТО

Островский ТО

общая сумма наложенных штрафов (тыс. руб.)

4617

1730

1776

821,7

общая сумма взысканных штрафов(тыс. руб.)

3433,2

1258

1638,2

711,2

% взыскиваемости

74

72,7

92

86,6

 

В течение 2018 г. было обжаловано 13 постановлений по делам об административных правонарушениях (в 2017г.-20). При этом, из обжалованных постановлений в силе было оставлено 62 %, ( в 2017г.-60%).

В Федеральную службу постановления, вынесенные должностными лицами Управления, не обжаловались как в 2018г., так и в 2017г.

С целью выполнения основных задач в области продовольственной безопасности населения, в т.ч. здорового питания, в Псковской области продолжался контроль содержания химических контаминантов в продовольственном сырье и пищевых продуктах.

В 2018 году исследовано 1135 проб (2017 год – 1211 проб). Доля проб продукции, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, составила 0,4% против 0,3% в 2017 году, 0,9% в 2016 году. На предмет микробиологической безопасности исследовано 12999 проб пищевой продукции, не соответствовало санитарно-эпидемиологическим требованиям 4,7% в 2017 году таких проб было 5,2% проб, в 2016 году – 5,6%.

За 2018 год Управлением и территориальными отделами проверено 430 объектов производящих и реализующих пищевые продукты, в т.ч. 34 объекта производителей пищевых продуктов, 88 объектов общественного питания, 308 объектов торговли.

По результатам проверок приостановлена деятельность 8 объектов (предприятия общественного питания); наложен 281 штраф на общую сумму 1687,1 тыс. рублей. Забраковано 383 партии пищевых продуктов объёмом 1189 кг.

Одним из приоритетных направлений в осуществлении надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Псковской области по надзору за пищевыми продуктами остаётся контроль качества и безопасности производимой и реализуемой молочной продукции.

За 2018 год при проведении мероприятий по контролю за молоком и молочной продукцией проверено 213 объектов, из них 3 предприятия по производству молочной продукции, 10 объектов по общественному питанию, 200 объектов торговли. На 45 объектах выявлены нарушения, в том числе на 3 объектах по производству молочной продукции, 2 объектах общественного питания, 40 объектах торговли.

В ходе проведения проверок отобрано 775 проб молока и молочной продукции, из них 170 проб импортной продукции. Из отобранных проб – 258 проб исследовано по микробиологическим показателям, 73 пробы – по санитарно-химическим, 201 проба – по физико-химическим показателям.

В целях выявления и пресечения фактов оборота некачественной молочной продукции, в том числе фальсифицированной растительными жирами, за отчётный период на показатели идентификации исследовано 220 проб молочной продукции, в том числе 39 импортных.

Признаки фальсификации выявлены в 28 образцах (12,7%) продукции производителей других регионов Российской, в том числе масло – 38,4%, сметана – 11,5%, сыр – 38,5%, творог – 7,7%, молоко ультрапастеризованное – 3,8%.

Фальсифицированные пробы выявлены: в торговле – 38,5%, образовательных учреждениях – 26,9%, учреждених здравоохранения – 23,1%, социальных учреждениях – 11,5%.

Доля проб, не соответствующих нормативным требованиям по микробиологическим показателям составила 4,3% от числа отобранных. Продукция, контаминированная патогенной микрофлорой, не выявлена.

Молочной продукции, не отвечающей требованиям по содержанию химических загрязнителей (токсичных элементов – кадмия, мышьяка, свинца, ртути, пестицидов), микотоксинов и антибиотиков, не выявлено.

По причине несоответствия молочной продукции установленным требованиям в ходе проверок было снято с реализации 55 партий молочной продукции.

За выявленные нарушения требований действующего законодательства наложено 45 штрафов на общую сумму 770 тыс. рублей.

Хозяйствующим субъектам выданы предписания об устранении нарушений требований технических регламентов, предписания о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда.

За период с 01.01.2018г. по 31.12.2018г. в рамках исполнения Указа Президента РФ от 06.08.2014 №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ», Управлением проведено 132 проверки предприятий, реализующих продовольственную продукцию, в том числе 105 объектов розничной торговли, 6 объектов «упрощённых форм» торговли (ярмарки) и 21 детских образовательных учреждения. На 72 объектах выявлены нарушения, в т.ч. в 65 объектах розничной торговли, 3 ярмарках, в 4 детских образовательных учреждениях.

По результатам внеплановых проверок принято решение о приостановлении эксплуатации – 3 объектов.

По вопросам выявления санкционной продукции наложен 61 штраф на общую сумму 331 тыс. рублей.

Забраковано 55 партий продуктов общим весом 296 кг, в том числе мясная продукция, молочная продукция, рыбная продукция, овощи, фрукты без товаросопроводительной документации, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.

В рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, с целью оценки безопасности и пищевой ценности, осуществляется контроль за качеством и составом мясной продукции.

За 2018 год специалистами Управления Роспотребнадзора по Псковской области проверено 184 объекта, в том числе 137 организаций розничной торговли, 38 предприятий общественного питания, 2 мясоперерабатывающих предприятия, 7 предприятий оптовой торговли, на которых осуществляется деятельность по производству и реализации мяса и продуктов его переработки с применением методов объективного лабораторно-инструментального контроля.

Проведены лабораторные исследования 1968 образцов мясной и птицеводческой продукции по физико-химическим, санитарно-химическим, микробиологическим показателям, из них 52 пробы импортной продукции. Несоответствие по микробиологическим показателям выявлено в 6,9%, по физико-химическим показателям в 1,1%. Неудовлетворительных проб по санитарно-химическим и паразитологическим показателям не выявлено. Наличие ГМО, антибиотиков, радиоактивных веществ в пробах мяса, мясной и птицепродукции не обнаружено.

По результатам проверок забраковано и изъято из оборота 81 партия объёмом 102 кг мясных и птицепродуктов продуктов, находящихся в обороте с нарушением обязательных требований.

За выявленные нарушения 28 должностных, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей привлечены в соответствии с КоАП РФ к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 95 тыс рублей.

В 2018 году, как и в целом по России, продолжилось снижение общего количества проверок за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства в сфере защиты прав потребителей, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В отчетном периоде количество проверок относительно прошлого года снизилось на 53%.

На протяжении нескольких последних лет прослеживается снижение в общем объёме проверок доли плановых проверок. В условиях не проведения в 2018 году плановых проверок при реализации функций, связанных с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, доля внеплановых проверок в отчетном периоде составила 100% в общем объеме проверок.

В ходе внеплановых мероприятий в отчетном году было выявлено 220 нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей, что составило 1,2 нарушения на одну проверку. По результатам проверок вынесено 310 постановлений о назначении административного наказания, что составило 1,4 постановления на одну проверку. Из них, вынесено 119 административных наказаний в виде административного штрафа на общую сумму 1491,6 тыс. рублей. Взыскано административных штрафов на общую сумму 1478,6 тыс. рублей, что составляет 99% от наложенных штрафов.

С 2013 года наблюдается постепенное снижение количества мероприятий, направленных на судебную защиту прав потребителей. При этом, эффективность данной работы по-прежнему остается на высоком уровне:

Удельный вес числа удовлетворенных исков в защиту прав потребителей, поданных Управлением, рассмотрение по которым окончено в отчетном периоде составил 100%, что соответствует уровню прошлого года;

Удельный вес числа удовлетворенных исков потребителей, по которым специалисты Управления были приглашены в качестве органа, имеющего право в соответствии ст. 40 Закона о защите прав потребителей давать заключения в целях защиты прав потребителей, составил 96%, что ниже уровня прошлого года на 4%. Причиной послужил отказ двух потребителей из 64 от исковых требований в виду удовлетворения их ответчиком в добровольном порядке, до вынесения судебного решения. Таким образом, все исковые требования потребителей, по которым Управление давало заключения, были удовлетворены в полном объеме или частично судом, либо ответчиками до вынесения судебного решения.

В 2018 году в Управление поступило 3724 обращения. Доля письменных составила 45,5% (1696), из них 1435 поступили от граждан, 237 – от органов государственной власти и местного самоуправления, 6 – от общественных объединений.

С целью объективного и всестороннего рассмотрения жалоб проведено 54 предварительных проверки, 197 внеплановых проверок и 83 административных расследования. По фактам нарушений, выявленных в результате рассмотрения обращений, составлено 150 протоколов об административном правонарушении, 18 материалов передано для рассмотрения в суды.

Деятельность Управления Роспотребнадзора по Псковской области по представлению государственных услуг была направлена на обеспечение оперативности и удобства их получения, в том числе в электронном виде, за счет использования Единого портала государственных и муниципальных услуг; расширения взаимодействия с МФЦ, автоматизации межведомственных процедур и процессов. В настоящее время в электронном виде можно получить 2 государственные услуги, предоставляемые Роспотребнадзором:

1. регистрация уведомления о начале предпринимательской деятельности;

2. получение Санитарно-эпидемиологического заключения на виды деятельности и на проектную документацию.

Весомым вкладом в решение проблемы повышения информированности населения и предпринимательского сообщества о деятельности Роспотребнадзора по обеспечению качества и безопасности реализуемых товаров и услуг, судебной защите прав потребителей, является государственная информационная система с сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП), соответствующий региональный сегмент активно пополняется Управлением.

 

Нормативные правовые акты в установленной сфере Роспотребнадзора

 

Среди основных изменений законодательства в рассматриваемый период можно отметить следующие.

Вступил в силу приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05.12.2018 № 1000 «Об утверждении форм заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны», которым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» утверждены формы указанных заявлений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 1505 «Об ограничении условий и мест розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции» запрещена розничная продажа спиртосодержащей непищевой продукцией с содержанием этилового спирта более 28 % объема готовой продукции, осуществляемой ниже цены, по которой осуществляется розничная продажа водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28 % за 0,5 литра готовой продукции, установленной нормативным правовым актом Минфина России. Запрещено указанную продукцию реализовывать в организациях общественного питания.

Федеральным законом от 12.11.2018 № 407-ФЗ разграничена ответственность, предусмотренная статьей 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований, в зависимости от пояса зоны санитарной охраны, указанная статья изменена и дополнена частями 3 и 4. Так, например, за указанные нарушения на территории первого пояса зоны санитарной охраны предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Увеличен также размер санкций за нарушения режима использования второй зоны пояса санитарной охраны.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.11.2018 № 950 внесены изменения в приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок», предусматривающие в частности, что срок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны не может превышать 30 календарных дней, а выдача санитарно-эпидемиологического заключения на данный проект осуществляется в срок, не превышающий 15 рабочих дней.

 

 

На сайте Управления в разделе «Документы» размещены перечни нормативно-правовых актов, в разделах по основным направлениям деятельности дается характеристика часто встречающихся нарушений обязательных требований.

Размещен баннер «План проведения плановых проверок».

Как указывалось выше, федеральное законодательство декларирует принцип презумпции добросовестности хозяйствующих субъектов.

Реализация принципа презумпции добросовестности со стороны субъектов предпринимательской деятельности является, в том числе, проведение ряда мероприятий, направленных на соблюдение требований качества и безопасности в своей деятельности по отношению к производственному процессу, выпускаемой продукции, оказываемым услугам, выполняемым работам и т.д.

Для его реализации у предприятий через самоконтроль есть несколько механизмов:

1. Осуществление производственного контроля за соблюдением санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Согласно положениям статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», производственный контроль представляет собой, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Порядок проведения производственного контроля определен в СП 1.1.1058-01. 1.1. «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила».

2. Реализация систем менеджмента качества ХАССП. Обязанность осуществления контроля за качеством и безопасностью продукции определены положениями статьи 10 Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», согласно которым изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП(в английской транскрипции HACCP –HazardAnalysisandCriticalControlPoints).

3. Осуществление контроля за членами внутри саморегулируемой организации. Самоконтроль осуществляется саморегулируемыми организациями в отношении ее членов в соответствии с положениями Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Согласно статье 3 указанного выше Федерального закона саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.