Рекомендации для физических лиц при их взаимодействии с сотрудниками служб взыскания просроченной задолженности по финансовым обязательствам

В Управление Роспотребнадзора по Псковской области продолжают обращаться граждане с жалобами на действия сотрудников служб взыскания задолженности по финансовым обязательствам, так называемых коллекторов.  Вопрос о том, могут ли банки передавать долги коллекторам, давно потерял свою актуальность. Такое право им дает федеральный закон «О потребительском кредите (займе)». Но это совсем не означает, что подобным организациям разрешено все.

В июле 2016 года был принят Федеральный Закон № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее Закон №230), устанавливающий порядок взаимодействия кредиторов с должниками. Новый алгоритм работы кредиторов для взыскания долга не затрагивает задолженность в жилищно-коммунальной сфере.

В главе 2 Закона №230 установлен порядок взаимодействия кредитора с должником, например:

  1. При совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя:
  • личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);
  • телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;
  • почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
  1. Не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные в том числе с:
  • применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;
  • уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения;
  • применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;
  • оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц.
  1. По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается непосредственное взаимодействие с должником:
  • в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;
  • посредством личных встреч более одного раза в неделю;
  • посредством телефонных переговоров:
  • более одного раза в сутки;
  • более двух раз в неделю;
  • более восьми раз в месяц.

 

Таким образом, деятельность представителей служб взыскания связана исключительно с оповещением о существующей задолженности. Сотрудник должен быть корректным и не допускать хамства. Агрессивные методы воздействия незаконны.

Если вопреки законодательным нормам, коллекторы хамят, угрожают и становятся слишком навязчивыми, обращайтесь в контролирующие органы и заранее позаботьтесь о доказательной базе. Например:

  • запишите все разговоры на диктофон, предупредив собеседника о том, что аудиофайл будет сохранен;
  • фиксируйте время звонков и даты;
  • узнайте ФИО звонящего, уточните название коллекторской фирмы, адрес.

 

Контроль и надзор за деятельностью коллекторских организаций осуществляет Служба судебных приставов, куда следует обращаться письменно при нарушении Закона № 230.

За угрозы, шантаж, вымогательство, запугивания предусмотрена уголовная ответственность. В случае агрессивного воздействия на должника со стороны коллекторов, следует обращаться с жалобой в правоохранительные органы.