Управление Роспотребнадзора по Псковской области консультирует граждан в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей

Управление Роспотребнадзора по Псковской области, напоминает, что с 1 января 2017 года правила обращения в Роспотребнадзор за содействием в защите прав потребителей претерпели изменения. В соответствии с новой редакцией п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294), основанием для проведения внеплановой проверки является: «нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены)». Главное нововведение – это обязательный претензионный порядок разрешения потребительского спора до обращения в контролирующий орган. Без его соблюдения Роспотребнадзор не имеет права проводить внеплановую проверку юридического лица или индивидуального предпринимателя, которого заявитель обвиняет в нарушении прав потребителя. Основанием для проверки может служить только отказ или игнорирование претензии нарушителем. Обязанность доказать соблюдение претензионного порядка возложена на заявителя – соответствующие документы прикладываются к обращению в контролирующий орган и проверяются последним.

Важно знать, что изменения касаются только потребительских споров и не распространяются на обращения и заявления граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью, т.е. когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании. 

Обращение в Роспотребнадзор оформляется исходя из требований ст. 7 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ. Обращение должно содержать наименование госучреждения или сведения о должностном лице, которому оно направляется, и заявителе (анонимные обращения не рассматриваются), а также адрес для обратной связи — почтовый или электронный, обращение пишется в свободной форме. Обстоятельства, послужившие поводом для обращения в контролирующий орган, необходимо изложить ясно и в хронологическом порядке. Заявление должно содержать необходимые реквизиты (название, адрес и т.д.) юридического лица или ИП, действия которого обжалуются и просьбу оказать содействие в защите прав потребителя и/или просьбу о проведении проверки. К обращению прикладываются все необходимые документы, подтверждающие обоснованность заявленных требований, а также доказательства обращения к нарушителю с официальной претензией. В зависимости от способа ее направления, это может быть второй экземпляр претензии, почтовое уведомление о ее вручении, скриншот страницы из электронной почты или с сайта продавца о том, что претензия получена либо официальный ответ на претензию, в котором продавец отказывает потребителю в удовлетворении требований.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации. Например, на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Псковской области (60.rospotrebnadzor.ru) в разделе «Прием граждан» можно выбрать вариант подачи обращения «Для направления обращений, которые могут служить основанием для проведения внеплановой проверки».

Обращения, направленные в Управление Роспотребнадзора по Псковской области без соблюдения вышеуказанных требований, не могут служить основанием для организации внеплановой проверки. По таким обращениям, потребителю будет направлен ответ с разъяснением его прав и порядка их реализации (защиты, восстановления).

 

Напоминаем, что продолжает работать (с 11 марта 2020 года по 25 марта 2020г.) «горячая линия» для потребителей, которая приурочена к Всемирному дню защиты прав потребителей 15 марта 2020г. За консультацией по вопросами в сфере защиты прав потребителей, следует обращаться к специалистам Управления Роспотребнадзора по Псковской области и экспертам центра по консультированию потребителей в период проведения «горячей линии» с 9.00 часов до 17.00 часов (кроме субботы и воскресенья) по следующим телефонам:

-в г. Пскове: 8(8112)62-24-77, 8(8112)62-25-03, 8(8112)62-16-63;

- в г. Великие Луки: 8(81153) 7-70-96, 8(81153) 3-72-01;

- г. Невель и г. Опочка: 8(81151) 2-54-02, 8(81151) 2-60-50, 8(81138) 2-24-23;

- г. Остров: 8(81152) 3-19-27;

- консультативный центр для потребителей при ФБУЗ "ЦГиЭ в Псковской области": 8(8112)66-21-16.